Наиболее древние здания сохранились на Торчелло, острове, который называют «Матерью Венеции», потому что он был заселен еще в V—VI вв. и со временем сделался торговым центром островной жизни. В VII в., когда каменное строительство в Италии прекратилось почти повсеместно, а великий Рим продолжал погружаться в трясину варварства, богатые жители Торчелло построили у себя кафедральную церковь Санта Мария Ассунта. На Торчелло всегда была жива память об Аттиле, прозванном «бичом божиим», и, хотя он на островах лагуны никогда не был, там до сих пор показывают каменное кресло, называя его троном Аттилы. В VII веке жители другого острова — Мурано — воздвигли у себя церковь Санти Мария э Донато (ее тоже перестроили в XII в.): это кирпичная трехнефная базилика с колоннами из греческого мрамора; ее шестигранная алтарная абсида окружена двумя ярусами перспективно сокращающихся арок на тонких сдвоенных колоннах.
Он тяготеет к пышности, богатству, изобилию украшений, движению масс, и в особенности, использует арки разнообразных форм и купольные своды. На внешних и внутренних стенах и на потолках - богатейший и блестящий мозаичный декор. Этот стиль достиг своего расцвета в Венеции в период с VI по XII век, но также и наложил свой отпечаток на последующие.
Этот стиль утвердился на Западе в начале средних веков, он был принят народами римско-католической религии. В Венеции этот стиль впервые робко стал проявляться во времена господства византийского стиля, XI-XII вв. Его характерной особенностью было строительство церквей с широкими стенами, в которых проделывались маленькие окошки. Внутри - двойной ряд пилястров или колонн, соединенных полукруглыми арками, делит церковь в продольном направлении на три части; свод, обычно, в виде креста.
Его название произошло от того факта, что итальянские мастера эпохи Возрождения считали его низшим по сравнению с чистым классическим искусством; для них «готический» был синонимом варварского. В Италии и в Венеции он получил развитие в период с ХП по XV век. Его основные характеристики следующие: стрельчатая готическая арка, крутые и легкие своды, стремление каждой части к восходящему движению, восходящие контрфорсы и арки, большие, высокие окна, разделенные на несколько частей колонками отделанные в верхней части тонким кружевным декором.
Этот стиль, начиная с XV века, содействовал в Италии «возрождению» античности. Великие итальянские архитекторы нашли источник вдохновения в греческих и римских формах, приспособив их к требованиям своего времени. Основные характерные признаки этого стиля: колонны, формируемые единым стержнем, полукруглые арки, фризы на карнизах и антаблементы, орнаментальные своды с кессонами, живописью и рельефами, прямоугольные окна с богатыми карнизами, поддерживаемыми пилястрами или колоннами; богатство украшений, которые в XVII веке в период барокко приобретет грандиозные пропорции с явным преобладанием закругленных линий над прямыми.
Мост Вздохов, название которого на итальянском языке звучит как Понте дей Соспири. Мост был построен в 1602-м году по проекту архитектора Антонио Контино. Изящная конструкция в барочном стиле соединяет берега Дворцового канала – Рио ди Палаццо. На одном его берегу стоит знаменитый Дворец Дожей, в котором некогда располагался зал суда, а на противоположном – здание тюрьмы. Согласно общепринятой трактовке, название Моста Вздохов происходит как раз от печальных вздохов осужденных, которые проходили под стражей по мосту и бросали последний взгляд на прекрасную Венецию. Но есть и другая версия происхождения названия Моста Вздохов – согласно ей, вздохи эти принадлежали не осужденным, а влюбленным.
Дворец Дожей - великий памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Название дворца происходит от резиденции дожа, главы Венецианской республики. Как и собор Святого Марка, дворец дожей строился и украшался много веков. Первое его здание, построенное в 810 году, было крепостью со стенами и башнями, со всех сторон окружённой водой. В 976 году часть знати и народ восстали против дожа П.Кандиани IV и сожгли его резиденцию. Вместо неё венецианцы построили новую крепость, но она сгорела в 1106 году. Строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 годами предположительно архитектором был Филиппо Календарио. В 1577 году часть дворца была уничтожена пожаром, и восстановлением здания занялся Антонио де Понти, творец моста Риальто. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу.
Площадь Сан-Марко является единственной в Венеции, которую местные жители называют piazza – площадь. Остальные подобные места носят скромное название campo – поле. Это подчёркивает значимость достопримечательности как для самих венецианцев, так и для гостей города. Площадь названа в честь апостола Марка благодаря усердию двух венецианских купцов, которые в 829 году похитили мощи Святого в Александрии, тайком доставив их в Венецию. Хитрецы обложили саркофаг свиными тушами, поэтому арабы, будучи мусульманами, не смогли тщательно обследовать груз. Вернувшись домой, купцы поместили мощи в базилике Святого Марка, которая специально была построена для этой цели. Но в результате дворцового переворота здание было сильно повреждено пожаром. На его месте в 1063 году начато возведение Собора Сан-Марко. Площадь перед зданием постепенно расширялась, достигая своих нынешних размеров. На ней проводились праздничные шествия, карнавалы, бои быков и даже казни.