Зарождение барокко относится ко времени угасания великой культуры Ренессанса. Художники эпохи барокко отвергали классические представления о гармонии и строгой упорядоченности бытия, помещая в центр своего творчества коллизию человека и мира, борьбу разума и чувственных начал, торжество сил стихии и их обуздание. Необычайных высот достигло техническое мастерство художников и ремесленников.
Распространение барокко пришлось на период становления абсолютных монархий в странах Европы, экономического освоения европейских колоний в Азии и Америке, подъема католицизма на волне Контрреформации. Эти обстоятельства определили патетический характер образов барокко, монументальность и значительный масштаб создававшихся в это время произведений.
Для архитектуры барокко характерны торжественность, богатство декоративного убранства, использование усложненных, как правило, криволинейных форм, увлечение неожиданными визуальными эффектами. В сооружениях и ансамблях эпохи барокко заметно стремление к синтезу искусств — слиянию архитектуры, скульптуры, живописи, садово-паркового искусства.
На русскую почву барокко было принесено в конце XVII — начале XVIII веков, в царствование Петра I. Значительную роль в этом процессе сыграли приглашенные Петром иностранные архитекторы. Несколько позднее к ним присоединились русские ученики, посылавшиеся за границу, а также обучавшиеся у иностранцев в России. Ко времени Петра I относится основание новых городов, поселений и заводов, сооружение современных крепостей. Новые технологии и материалы произвели настоящий переворот в строительном искусстве. Его символом можно назвать смелые шпили церквей и колоколен петровского времени. Беспрецедентным градостроительным экспериментом стало основание и стремительное строительство новой русской столицы — Санкт-Петербурга. В развитии русского барокко можно выделить несколько основных этапов: петровское барокко (рубеж XVII–XVIII веков — 1720-е годы); архитектура времени правлений от Екатерины I до Анны Леопольдовны (1725–1741) — иногда ее определяют как «аннинское барокко», по имени императрицы Анны Иоанновны, царствовавшей с 1730 по 1740 год; елизаветинское барокко (1740–1750-е годы); барокко екатерининского времени (1760–1770-е годы).
Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды.