Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль в европейской культуре XVII–XIX веков, эстетическим идеалом которого является искусство Античности — Древней Греции и Рима. В основе архитектуры классицизма лежит система античных ордеров (от лат. ordo — строй, порядок), означающих определенные пропорциональные соотношения несомых и несущих частей конструкции зданий. В античной архитектуре это были колонны и лежащие на них перекрытия — антаблемент, составлявшие основу греческих храмов. Три ордера Древней Греции получили названия по областям их распространения: дорический, ионический и коринфский, и различались пропорциональным строем и композицией отдельных элементов, особенно капителей колонн. Римская архитектура к трем греческим ордерам прибавила два — тосканский и композитный, близкие по пропорциям и деталям к дорическому и коринфскому.
Классицизм характеризуется стремлением к ясности, определенности, однозначности, логической выверенности. Преобладают монументальные конструкции прямоугольных форм. Другой особенностью и основополагающей задачей было подражание природе, гармоничной и в то же время современной. Красота понималась как нечто, рождённое природой и в то же время превосходящее её. Она должна изображать истину и добродетель, заниматься нравственным воспитанием.
Родиной европейского классицизма была Франция XVII века. К началу XVIII столетия именно во Франции классицизм превращается в строгую и законченную систему. Во многом этому способствовала философия эпохи Просвещения, призывавшая к силе разума, возврату к природе и естественному человеку. Воплощение торжества разумного начала, образцового порядка, возвышенной и гармоничной ясности духа классицисты видели в искусстве Античности. В становлении европейского классицизма огромное значение имели раскопки в Помпеях и Геркулануме — городах Римской империи, погибших при извержении Везувия в 71 году. Эти археологические работы, начатые в 1748 году, возобновили интерес к изучению памятников античного искусства.
Классицизм в России получил своеобразную выразительность, что обусловливалось и самобытностью архитектурного наследия, и реалиями жизни страны (экономическими, социальными, политическими), и, несомненно, творческим потенциалом и яркой индивидуальностью нескольких поколений выдающихся зодчих. Градостроительный размах, связанный с основанием большого числа новых городов и регулярной перепланировкой старых, предопределил создание к концу XVIII века более 300 планов больших и малых городов по всей империи.
Эпоха классицизма стала золотым веком усадебного строительства. Освобожденное от обязательной государственной службы русское дворянство создавало новые и перестраивало старые поместья в соответствии с художественными и эстетическими принципами классической архитектуры и пейзажного садово-паркового искусства.
Требования к интерьеру в стиле классицизм были фактически теми же, что и к архитектурным объектам: монолитность конструкций, выверенность линий, лаконичность и в то же время изящество. Интерьер становится более светлым и сдержанным, а мебель – простой и легкой. Часто используются египетские, греческие или римские мотивы.