Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.
Основоположником ампира считается живописец Жак Луи Давид, который сплел в своем творчестве античные мотивы с политической борьбой и революционными идеями. Как говорил сам художник перед самым началом революционного восстания, им руководило стремление к свободе, равенство и любовь к человечеству.
Стиль ампир в архитектуре ориентируется на образцы зодчества времен Древнего Рима. Они служили примером для создания сюжетов и мотивов, воплощающих идею величия и мощи воинской силы и славы. Стиль заимствовал элементы римского зодчества: мощные портики, фронтоны с барельефами. Из декора ампир перенял рельефные изображения орлов, львов, копья, щиты, топоры, венки. Вместе с тем, в ампире присутствовали и элементы романтизма, они выражались в древнеегипетских мотивах, которые украсили архитектурные элементы строений. Интерес к Египту должен был показать Францию как преемницу древних цивилизаций и империй, укрепить государственную идеологию. Римские мотивы и египетский декор объединились в ампире, не нарушая единства стиля. Египетское искусство было модным и в среде римских патрициев, поэтому ампир, сочетающий эти два направления, не стал эклектичным стилем. Искусство Древнего Египта времен Рамзеса и Древнего Рима прочно соединились в амбициозном наполеоновском ампире.
Временные рамки существования оригинального французского стиля ампир ограничены: 1804 -1814(1815) гг. С приходом к власти Наполеона этот стиль как нельзя лучше подошел к новому образу Франции – страны-завоевательницы и победительницы. Амбиции и далеко идущие планы правителя, создающего новую империю, были направлены на усиление чувства долга, гражданственности, патриотизма в простых гражданах страны, и искусство должно было стать проводником этих идей. Французский ампир в 19 веке стал олицетворением героики в самых разных ее проявлениях. Ампир представлялся многими искусствоведами, как стиль холодный и жесткий, уничтожающий подлинный культурный замысел классических форм, оставляющий только возвеличивание и монументальность. Появление этого стиля не стало переворотом в развитии архитектуры, наполеоновский ампир только видоизменил классику, подчинив ее диктаторской воле императора. Наполеон и его свита желали пышности, великолепия, амбиции вели их устремления к мировому господству, поэтому они хотели параллелей с Древним Римом, который считали образцом государственности. Во славу императорских походов были установлены Триумфальные арки, колонны.
Ампир в России в 19 веке наиболее ярко проявил себя в архитектуре, дизайне интерьеров и декоративно-прикладном искусстве столицы Российской империи. Ампир по праву называется «королевским» или «имперским» стилем, так как он был призван передать всю могущественность и величественность государства. Стиль ампир в русской архитектуре стал известный благодаря императору Александру I. Правитель Российской империи очень часто приглашал в страну архитекторов-иностранцев. Архитектуру того времени нередко называют «александровским классицизмом». Главная цель применения ампира в архитектуре России 19 века – отражение патриотизма страны, воинской славы и национального подъема.